Формирование детско-родительских отношений

Добро пожаловать на сайт

МОБУ СОШ с.Чуюнчи

МР Давлекановский район

Республики Башкортостан

 

Формирование детско-родительских отношений

 

Мы откликаемся на любую беду в любой точке земного шара... Но какой нужен набат, чтобы разбудить самоконтроль родителей! Вызвать к жизни и утвердить культуру общения старших с младшими!"

Родителям.

Мало кто говорит своим детям, что можно лгать, обманывать, доносить, обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастием, предавать. Выказываемы нами нормы и принципы всегда звучат красиво и возвышенно. Почти каждый из нас лучше в своих словах, чем в поступках. Мы не всегда соответствуем идеалу – это ребёнок поймёт и простит. Но если наши слова и действия – это нечто прямо противоположное, он не только заметит это противоречие, но и некогда не простит его, потому что это – наша лживость.
Никакие цветистые речи не убедят ребёнка, если слова не будет подтверждены жизнью и вашими поступками.
Какие методы воспитания хороши? Методы бывают результативными при уходе за растениями или дрессировки животных, человеку же нужны образцы. И не только положительные. Иногда и плохой образец действует не хуже доброго, отвращая ребёнка от подобных действий. Но я никому не желаю услышать, что именно он такой антиобразец для собственного ребёнка. Потому что, испытывая отвращения к злу, поступку, он переносит это отвращение и на него. Причем к родителю он строже, чем к другим: ты родной, тебе он верил, ты требовал от него другого поведения и внушал, что вести себя надо не так.

Анкета для родителей.

1? Если бы Вам предложили опять стать ребёнком, пережить детство (какое угодно), согласились бы Вы? Почему?
2? Хотели бы Вы вернуться именно в то детство, которое пережили? (да, нет, какие моменты да, какие нет, и почему?)
3? Если бы Вам дали сказочную возможность: выбрать себе детство и мир, включая родителей, что бы Вы выбрали, что себе пожелали?
4? Если бы Вам снова пришлось стать ребёнком, каким Вы были, прожить ту жизнь, которую Вы уже прожили, но у Вас была бы возможность воспользоваться Вашим взрослым опытом, знаниями, то какого опыта, каких знаний Вы пожелали бы своему ребёнку, самому себе?

Начинай строить понимающий мир, начиная с себя! Первый и главный навык – открытие непонимания. Научись освобождаться от мнимого понимания.

Напоминайте себе почаще, что:

  • наша раздражительность, склонность гневаться и обвинять рождает 50 % конфликтов;

  • что жизнь слишком коротка, чтобы делать ее мрачной и скучной;

  • что детство у человека только одно, и земной путь ребенка не бесконечен;

  • что пока в ваших отношениях есть хоть капля юмора - ничего не потеряно!

Десять заповедей человечности

  • Не убий и не начинай войны.

  • Не помысли народ свой врагом других народов.

  • Не укради и не присваивай труда брата своего.

  • Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

  • Уважай мысли и чувства братьев своих.

  • Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

  • Чти природу как матерь свою и помощницу.

  • Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

  • Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

  • Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Попытайтесь ответить, какие из этих заповедей Вы выполняете в своей повседневной жизни, в выполнении каких испытываете затруднения, а к выполнению каких Вы только готовитесь.

Тема: “Формирование детско-родительских отношений”.

Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком.

Предварительная работа: аудиозапись детских высказываний (использованы высказывания детей 5-6 летнего возраста) по вопросам:

Самое страшное для меня наказание?

Самое приятное поощрение?

Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

Упражнение “Знакомство”

П. Здравствуйте! Я рада видеть вас в школе “Успешный родитель”. Давайте познакомимся друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.

Например: Я Гульнара Мухаметовна , мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем.

При этом вы выбираете себе кружок из коробки.

Р. высказываются и передают коробку своему соседу.

П. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными, несвойственными нам сегодня глазами.

Упражнение: “Моё солнышко”

Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком (рис.1). Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.

Р. выполняют задания

П. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.

Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и, кажется, нет выхода. Но, для выживания в этом мире, человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходиться слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес “обидчика”, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь наверно можно, при условии правильного воспитания.

Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?

Р. Ответы

П. Если обобщить все сказанное получается, что тогда, когда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Наверно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. Никому не известно, что ждет его, да и каждого из нас. И пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт.

Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?

Где же ударов больше всего получает малыш?

Р. Отвечают

П. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.

Упражнение “Круг общения малыша”

П. Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш малыш (высказывания родителей записываются на листе № 1). Прежде всего, ваш ребенок общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает по-своему, поставляя малышу свои эмоции. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.

Упражнение “Стрелы воспитания”

П. Предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана № 2 на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых.

Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.

Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания родителей на листе № 1).

П. Посмотрите, у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но, свобода и контроль не совместимы, и если не ослабить пресс, малыш с подрезанными крыльями вряд ли сможет взлететь.

Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого давайте посмотрим, как же мы воспитываем своих детей?

У вас на столах лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.

Родителям предлагаются карточки:

Как я воспитываю своего ребенка?

наказываю

поощряю

Р. Вписывают свои высказывания в соответствующую графу.

П. Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка, и как поощряем.

(Родители называют, а ведущий кладет на ту или иную чашу весов монетку.)

П. Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (Как правило, чаша с наказаниями.)

Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.

Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.

Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.

Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?

Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.

Как правило, детство — это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.

Психолог предлагает пополнить чашу поощрений.

Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать.

А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (Включается аудиозапись).

Надеюсь, это не требует комментария.

Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы.

А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?

Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.

Зачитывается стихотворение

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму как ты живешь, по правде или нет.

В конце занятия родителям дарятся памятки “Прежде чем воспитывать…”

Приложение 1

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ…

(ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?

1. Какая цель очередного Вашего воздействия: оно как интервенция или же как освобождение ребенка.

2. Вам хочется навязчиво с ним поделиться опытом или у Вас есть желание скорее протянуть ребенку руку.

3. Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и защищенность.

4. Вам хочется устроить малышу очередной суд – «убить» веру в себя.

5. А может быть Вам хочется «вдолбить» в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая Вам повод разряжаться на нем.

6. Вам хочется сделать ребенка удобным для себя и прополоть в нем черты характера, все неугодные мгновенно сорвать.

7. А может, Вы собрались посчитать сегодня очередные шалости ребенка.

8. А может, Вы просто рассержены почему-то, разозлены, у Вас потребность - критиковать, негодовать и осуждать.

9. А может, Вы задумали устроить малышу стереотипную очередную порку.

10. А может Вам надо скрыть самих себя за ширмою воспитания.

А может быть …

Заканчивая нашу встречу я хочу словами Аллы Исааковны Баркан: “Всю жизнь мы стремимся познать сладости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далеком детстве, и из которого ушли.

Божественное наказание — изгнание из рая. А ваш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными методами воспитания, где наказаниям - зеленый свет”.

Имеем ли мы право, лишать ребенка детства.?!

Дата последнего обновления страницы 14.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Дата последнего обновления страницы 14.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения